Вторник
16.04.2024
20:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Деревня Шултус
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Природа, геология, рельеф [3]
Описание природных объектов, геологического происхождения, рельефа
История, культура, религия [2]
История поселения, история культуры, традиции, обычаи, религиозная жизнь
Пчелы, мед и другое [2]
Пчелоразведение, продукты пчеловодства и их применение.
Баня [1]
Статьи о строительстве бани, внутреннем устройстве бани, банных процедурах
Напитки и блюда деревенской кухни [3]
Напитки, блюда русской деревенской кухни
Домашняя утварь [5]
Описание предметов быта, которые в настоящее время в городе не используются, но в деревнях все еще применяются
Родословная [1]
Описание происхождения фамилий, биографии жителей и семей

Погода

Главная » Статьи » История, культура, религия

История Ниминьского погоста

В деревне Шултус существует легенда о том, как к  берегу острова, что расположен посреди Нименьгского озера, приплыла икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В месте, где икона пристала к берегу, была поставлена церковь, названная по имени иконы – Благовещенской. Говорят, что в засушливые годы на службу в церковь можно было перейти вброд с Шултусского на островской мыс. Отсюда пошла история Нименьгского погоста.

После революции правлением колхоза было принято решение разобрать церковь и перевести бревна и камни из фундамента в деревню Шултус для постройки скотного двора. Церковь разобрали, фундамент разбили и погрузили на лодки. Как только лодки отошли от берега и вышли на середину озера, погода, до той поры ясная и тихая, резко изменилась, небо затянулось, поднялся ветер, волны захлестывали за борта лодок. Под напором ветра и волн лодки перевернулись, камень утонул, а бревна разметало по озеру. (из воспоминаний местной жительницы Шаховой Елены Александровны ( 1887 – 1981)).

Летом 2000 г. жители установили на месте Благовещенской церкви поклонный крест. Как вспоминают очевидцы, погода в тот день была пасмурная и ветреная, ветер гнал сильную волну, было довольно прохладно. Лодкам было тяжело приставать к берегу. На установку креста и молебен собралась вся деревня, в деревне остались только женщины с маленькими детьми. В момент установки креста небо очистилось, ветер стих, вышло солнце, стало тепло, озеро успокоилось и стало как зеркало.









История НИМЕНЬГСКОГО  ПОГОСТА

 Родины священномученика митрополита

ВЕНИАМИНА

 Митрополит Петроградский и Гдовский св. Вениамин в миру Василий Павлович Казанский родился 17 апреля 1873 г. в Нименьгском погосте, где всю жизнь прослужил его отец – священник Павел Казанский. Ныне родина митрополита относится к Няндомскому  району Архангельской области.

 

Нименьгский погост находится в 70 км. восточнее Каргополя, и также как этот город, изначально входил в  Новгородскую епархию. Из новгородской земли шла и русская колонизация края. В 1614-1617 г., когда Новгород удерживали шведы, Каргополье, Двина и Вага находились под управлением Вологодских  архиереев. В 1614 г. архиепископ Вологодский и Великопермский грек Нектарий подписал в числе других ставленическую грамоту священника Благовещенской церкви Нименьгской волости Каргопольского уезда. Эта церковь стояла на острове Нименьгского озера – первоначальном месте одноименного погоста. По соседству, у деревни Шултус, известны «печища» – стоянки чудских  племен. Возможно, когда-то на острове существовало языческое капище: островное  расположение погостов, например в Кижах и на Волдозере, связывают с местом дохристианских мольбищ. С XVIIIв., более столетия, богослужения в Благовещенской церкви не совершались – по  преданию «после разгрома произведенного в церкви раскольниками». Центр погоста сместился на берег Борового озера, к дороге связывающей Каргополь с Архангельском. Тем не менее, за погостом  сохранилось прежнее название Нименьгского. По клировым ведомостям середины XIX века его  ансамбль состоял из двух деревянных храмов –  зимнего Преображенского, 1612 г. постройки и  летнего, Никольского (1679 г.) с отдельною  колокольнею.

 Нименьгский приход был в особой чести у  каргопольских жителей, на что указывает предание,  что сюда хоронить привозили покойников из Рягова и Устьвельги. Прихожане очень долго сохраняли древние обычаи общих трапез после литургии – на Троицу, в Ильин день (20 июля старый стиль) и в  следующее за ним воскресение. Празднование Ильина  дня выделялось особенно. С утра на погост пригоняли  «завиченных телят». Часть их продавали, чтобы пожертвовать деньги на церковь, часть резали и варили в котлах на берегу озера. Здесь же устраивали столы. «Кончается обедня и начинается угощение». В воскресение за Ильиным днем нименьжане справляли праздник в честь Медоста и Власия, которых они считали «богами коров». На паперти храма помещалась их чтимая икона. Каждая хозяйка в этот день ставила к ней горшок с кашей и свечу. После литургии священник читал молебен «над кашами». Каша, по окончании молитв, делится между нищими, являющимися на этот день, и между причтом, на обязанность которого лежит потом угощение принесших. Такие праздники сближали прихожан, приучали их заботится о бедных и слабых. На Троицу, после гулянья, в церкви, бывало, венчались браки «по любви», без согласия богатых родителей невесты. В старину такие союзы сглаживали имущественное положение прихожан и служили напоминанием о равенстве людей перед Богом.

Административное положение Нименьгского погоста в XVII-XX веках неоднократно менялось и архивные материалы о нем рассредоточены в разных городах: Петрозаводске, Архангельске, Новгороде, Вологде… Для более полного обзора имен и судеб служившего там духовенства требуются дополнительные изыскания.

«Ведомость церквей духовного правления города Каргополя  и уезда» за 1758 г. хранится в Новгороде. В ней значится и «Нименской волости церковь Преображения Господня». Священнику Ивану Григорьеву было 36 лет, дьячком служил «оного попа брат его Семен Григорьев» 26 лет. В приходе насчитывалось 118 дворов. В 1797 г. упоминается священник Григорий Андрианов.

В первой половине 19 века в Нименьгском погосте служил священник Яков Васильев, который числится там уже в 1818 г. 20 сентября 1841 г.Яков был уволен за штат «по случаю не можения им исправлять священнослужения и мирских треб от разбития параличом». Он был современником учреждения самостоятельной Олонецкой епархии в 1828 г., до этого приходы Олонецкой губернии входили в Новгородскую епархию. Притч церкви, кроме священника, составляли диакон, пономарь и дьячок, а в середине 19 в. вместо двух последних должностей была введена одна – псалмщическая. Заметим, что дети пономарей и дьячков в начале 19 в. обычно получали фамилию по названию родного прихода. Их потомки нередко становились священниками. Так, в Каргополе долго служил протоирей Григорий Нименский (умер 3 апреля 1914г.) – город обязан ему восстановлением Троицкого храма после пожара 1878г.

С начала 1840-х гг. до кончины настоятелем Нименьгских церквей был священник Александр Васильевич Смирнов (1818 – 8 июня 1857) – представитель видной в епархии священческой династии. Александр приходится дедом св.митрополита Вениамина по матери. Известно, что он учился в Петрозаводском духовном училище. Имеется его характеристика за 1833 г.: тих, прилежен, способен, имеет очень хорошие успехи в латинском языке, и катехизисе – очень хорошие, в церковном уставе и нотном пении – довольно хорошие. При А.Смирнове в 1851 г. палатой государственных имуществ в Нименском было открыто первое училище для крестьян – одно из четырех на весь Каргопольский уезд. В 1850-60-х гг. там учительствовали юноши, окончившие курс Олонецкой духовной семинарии. Так в 1859-1861гг. учителем Нименьгского сельского училища был В.М.Преображенский (21 февраля 1838 – 19 октября 1908) – впоследствии священник Олонецкой епархии. В конце своего служения отец Александр Смирнов возбуждает дело о постройке на погосте новой холодной церкви вместо обветшавшей. Прихожане постановили выделить на ее сооружение 780 руб. серебром. После ранней кончины отца Александра в Нименьгское был переведен его шурин, священник Косьма Александр Охотин (с 17 марта 1904). Заботливый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Федоров) сохранил приход за старшей дочерью отца Александра, Марией Смирновой (1 августа 1844 – не ранее декабря 1903). В 1861 г. учителем (наставником) местного училища был назначен выпускник Олонецкой семинарии Павел Иванович Казанский (31 октября 1840 – 5 декабря 1903). Мария Александровна вышла за него замуж, и 27 июля 1863 г.архиепископ Аркадий рукоположил П.И. Казанского во священника к Нименьгской церкви.

Сорокалетнее служение отца Павла Казанского на одном месте оставило глубокий след в жизни Нименьгского уезда. Отца Павла, пастыря «по глубокому убеждению и призванию», отличали «постоянная ровность характера, спокойное, но вместе с тем самое глубокое и проникновенное отношение к делу, всегдашняя бодрость, свежесть и спокойствие духа» (эти прекрасные черты унаследовал и его сын-митрополит). Священник, дом которого был открыт для всех, сумел сплотить прихожан вокруг храма, преодолеть вековое отчуждение старообрядцев и привести многих их них в церковную ограду. Первоочередной задачей отца Павла стало обновление обоих храмов погоста, к тому времени уже лишившегося старой колокольни. Она была разобрана крестьянами еще весной 1860 г., правда, «без согласия Нименского притча». Ветхую летнюю Никольскую церковь на рубеже 1860-70-ч гг. сменила новая, срубленная под руководством известного в Каргополе подрядчика П.Д.Шамина. Эскиз ее иконостаса исполнил выпускник Академии Художеств Косьма Солодягин в 1863 г.; столярные работы взял на себя мастер Волосовского прихода крестьянин С.Ф.Беляев. Для иконостаса было написано 50 икон. Вместительное здание сооружено в одной связи с колокольней, восьмериком на четверике. Грузный силуэт нового храма удачно уравновешивала Преображенская церковь, имевшая кубоватое завершение. В 1875 г. зимняя церковь подверглась капитальному ремонту, но при этом ее архитектурный облик не был изменен. Впоследствии, в 1892 г., отец Павел реставрировал и заброшенную Благовещенскую церковь, «сохраняя старинный фасад». Такое бережное отношение к памятникам древности среди духовенства встречалось не часто. В деле реставрации храма дониконовской эпохи на Нименьгском озере священнику помогали старообрядцы – подобное сотрудничество и вовсе уникально.

Кроме храмов, много внимания отец П.Казанский уделял школам прихода. Наставником местного сельского училища он оставался и в сане священника до 1871 г., а с 1872 г. отец Павел преподавал в нем закон Божий. В 1871-1874 гг. должность наставника занимал П.И. Скородумов, окончивший Олонецкую семинарию в 1871 г. Он скончался в 1916 г. священником Зосимо-Савватиевской церкви Каргополя. Петр Скородумов св.митрополиту Вениамину был крестным отцом.

Нименьгское училище с законоучителем П.Казанским отмечалось среди лучших училищ уезда. Много лет оно обслуживало не только Нименьгский приход, но и Ряговский – сельское училище в Рягове было основано лишь в январе 1878. 19 сентября 1878 г. отец Павел освящал новое здание одноклассного сельского училища, построенного в деревне Андреевской – центре одноименной волости, в версте от Нименьгского погоста. Учителем в нем стал Ф.Т.Журавлев – выпускник Тотенской учительской семинарии. В своем слове священник подчеркнул «заботы Правительства, земства и частных лиц, которые предпринимаются для образования народного». В 1891-1898 гг. в Нименьгском приходе «было открыто заботами батюшки пять церковных школ. В первое время учителями в них были воспитанники отца Павла, которые и трудились под его руководством». В 1901 г. «за 25-летние труды по народному образованию» священник П.Казанский был награжден орденом св.Анны III степени. Попечителем всех церковных школ родного прихода – Яковлевской, Вадьезерской, Низкоглядовской, Долгозерской и Шултусской – с 22 декабря 1899 г. стал иеромонах Вениамин (Казанский), это звание он сохранил за собой и после рукоположения во епископа. Яковлевская школа считалась одной из лучших в уезде; на рубеже XIX-XX вв. в ней около 20 лет учительствовал Я.Е.Зарубин.

С 1888 г. круг обязанностей отца П.Казанского значительно расширился – он стал благочинным V округа Каргопольского уезда и оставался им до кончины. В благочиние входили кроме Нименьгского, Воезерский, Мехренгский, Лимский, Канакшанский, Шежемский и Елмогорский приходы. В 1901 г. здесь был открыт еще один приход – Няндомский. Поселок Няндома вырос в 10 верстах к востоку от Нименьгского погоста в 1896-97 гг. при строительстве железной дороги Вологда – Архангельск. 21 января 1902 г. отец благочинный возглавил освящение в Няндоме новопостроенной деревянной церкви.

При благочинном отце П.Казанском диаконскую вакансию в Нименьгском стали занимать священники (отец Григорий Большешальский – в 1898 г., отец Федоров Лавров – в 1898-1900 гг., отец Николай Воскресенский – в 1900-1908 гг.). Увеличение клира диктовалось и ростом населения за последнюю четверть XIX в.. Если в 1872 г. в 25 деревнях Нименьгского прихода проживало 1980 человек, то в 1892 г. – 2587. Значение погоста для округи возросло еще и в связи с тем, что рядом с ним было построено здание Андреевского волостного правления с чайной-читальней попечительства о народной трезвости (заложено 9 мая 1901). Это первое собственное здание правления во всем уезде.

Средний сын отца Павла Александр Казанскаий (16 августа 1880 - ?), окончив Каргопольское духовное училище, был назначен псаломщиком в родной приход, а 8 сентября 1901 г. его рукоположили во диакона. Годы служения с отцом стали для него лучшей школой.

         24 августа 1903 духовенство благочиния и прихожане праздновали 40-летие священства отца Павла Казанского (в этот день исполнялась годовщина прибытия отца Павла в Нименьгское после рукоположения). Архимандрит Вениамин прислал отцу телеграмму. Осенью того же года отец Павел смертельно заболел. К одру умирающего собрались все его дети – три сына и дочь. 7 декабря архимандрит Вениамин возглавил погребальные службы и предал земле тело отца в ограде Нименьгского погоста. Овдовевшей М.А.Казанцевой с младшим сыном – семинаристом Григорием указом Св.Синода была назначена пенсия 240 руб. в год.

         Место отца Павла Казанского на приходе занял отец Сергий Тихомиров: до рукоположения во священника к Нименьгской церкви 11 января 1904 г. он состоял диаконом-псаломщиком в Няндоме. Диакон Александр Казанский летом 1910 г. стал священником, с оставлением в Нименьгском на диаконской вакансии. Отец Александр заведовал Яковлевской церковно-приходской школой и законоучительствовал в ней. Его особое усердие и успешное ведение дела было даже отмечено в отчете о состоянии церковных школ епархии за 1915 г.

         10 сентября 1912 г. в Яковлевской школе отслужил молебен епископ Вениамин, приезжавший в родной приход. Все песнопения за службой пели сами  ученики. После молебна высокий гость посетил квартиру учителя И.Т.Данилова. О поездке епископа Вениамина «на родину в Олонецкую губернию» сообщалось также в августе 1915 г. Возможно, с этим его пребыванием в Нименьгском связаны воспоминания местного старожила 1909 г. рождения, Панфила Миныча Богданова. Панфил запомнил, как в детстве получил благословение епископа и печатный образок святителя Питирима Тамбовского (канонизирован 28 июля 1914 г.).

         Известно, что Нименьгский приход обозревали епископы Олонецкие и Петрозаводские: 16 июля 1898  – Назарий (Кириллов), а 31 мая 1907 – Мисаил (Крылов). С открытием в 1911 г. Каргопольского викариатства архиерейские богослужения здесь стали совершаться чаще. Бывали в Нименьгском и исследователи русской старины – художники В.М. Шульц, И.Я. Билибин. Фотография интерьера церкви на Нименьгском озере, сделанная Билибиным, опубликована в «Описании памятников русской архитектуры по губерниям».

         Во время Первой мировой войны притч и староста Нименьгской церкви пришли на помощь  семьям мобилизованных – по их просьбе епархиальным начальством было разрешено пожертвовать из церковных сумм «на обсеменение полей» прихожан 50 руб. и 30 пудов овса.

         19 октября 1917 г. священник Сергий Тихомиров был уволен за штат в связи с поступлением в Казанскую духовную академию. Его вакансия не была замещена еще в начале 1918 г. В Нименьгском приходе продолжал служить отец Александр Казанский. По свидетельству вышеупомянутого П.М.Богданова, «в 30-е годы, годы репрессий, в огороде Александра Павловича нашли винтовочный ствол, арестовали его за это, а затем сослали в лагерь Липово (Няндомский район)».

         Большевики со своими лозунгами классовой войны по сути приговорили духовенство к физическому истреблению, а движимое и недвижимое имущество, связанное с «отправлением культа», - к полному уничтожению. Это наглядно проявилось в ходе изъятия церковных ценностей в 1922 г. Множество духовных лиц, включая митрополита Вениамина, и мирян было репрессировано по сфабрикованным обвинениям в «противодействии» этому изъятию. С 1929 г. большевистский режим повсеместно и планомерно осуществлял ликвидацию церквей и якобы «по требованию трудящихся». В Каргополе, например, 7 января 1930 г. власти организовали грандиозную демонстрацию и митинг, на котором была принята резолюция: «Церкви закрыть, колокола и металлические памятники буржуазии на кладбище – передать в фонд индустриализации». Меньше, чем через 10 лет страна превратилась в церковную пустыню.

         Храмы Нименьгского погоста не избежали общей участи. Древнюю Преображенскую церковь раскатали на бревна, Благовещенскую церковь на острове Нименьгского озера разобрали для постройки скотного двора, а Никольскую переоборудовали в дом отдыха «ударников лесоэкспорта» «им.18 годовщины Октябрьской революции». Открытие дома отдыха состоялось 7 ноября 1935 г. Он занимал бывшее церковное здание более 50 лет. Затем в заброшенном клубе дома отдыха еще угадывались стены храма, но в середине 1990-х гг. дом отдыха ликвидировали. Ныне родина священномученика митрополита Вениамина представляет собой «мерзость запустения».

 

 

 

Примечания:

1.       Суворов Н.О. О двукратном присоединении Двины, Ваги и Каргополя к Вологодской епархии в XVI и XVII столетиях //Вологодские епархиальные ведомости. – 1865, №5, С.180;

2.       N.N. Открытие Нименьгского и Ловзангского одноклассных сельских училищ//Олонецкие губернские ведомости. – 1878, №89, С.1076;

3.       Смирнов Э.С. По берегам Онежского озера.// 1978, С.119;

4.       Вениамин (Казанский), архимандрит. На службе Божией.(Некролог)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1904, №3, С.68;

5.       Переписка с палатой государственных имуществ о сборе лесных пожертвований на постройку в Нименьгском погосте Каргопольского уезда новой деревянной церкви// Центральный государственный архив Республики Карелии. Ф.25, Оп.20, Ед.хр.50/566, Л.5-5 об.

6.       N.N. Цит.соч. Открытие Нименьгского прихода…

7.       И.С.Пр-ский. Нименский приход Каргопольского уезда// ОГВ.-1872, №73, С.844;

8.       Из обычаев обонежского народа (Этнографические заметки)// Памятная книжка Олонецкой губернии за 1867 год. Петрозаводск,1867г. Ч.Ш.Материалы для истории и этнографии.-С.134.

9.       И.С.Пр-ский. Нименьгский приход…

10.   Государственный  архив Новгородской области.Ф.480,оп. 1, ед.хр.1094, л.11 об.-12.

11.   Государственный архив Архангельской области. Ф.1342, оп. 1, ед.хр. 27, л.11 об.

12.   Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1, ед. хр. 2413. Л. 132 об.-133.

Категория: История, культура, религия | Добавил: Olga (26.01.2013)
Просмотров: 2651
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Друзья сайта
  • Архитектура Российского Севера
  • Музей дерева

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0