В
деревне Шултус существует легенда о том, как к берегу острова, что расположен посреди
Нименьгского озера, приплыла икона Благовещения Пресвятой Богородицы. В месте,
где икона пристала к берегу, была поставлена церковь, названная по имени иконы
– Благовещенской. Говорят, что в засушливые годы на службу в церковь можно было
перейти вброд с Шултусского на островской мыс. Отсюда пошла история Нименьгского
погоста.
После
революции правлением колхоза было принято решение разобрать церковь и перевести
бревна и камни из фундамента в деревню Шултус для постройки скотного двора.
Церковь разобрали, фундамент разбили и погрузили на лодки. Как только лодки
отошли от берега и вышли на середину озера, погода, до той поры ясная и тихая,
резко изменилась, небо затянулось, поднялся ветер, волны захлестывали за борта
лодок. Под напором ветра и волн лодки перевернулись, камень утонул, а бревна
разметало по озеру. (из воспоминаний местной жительницы Шаховой Елены
Александровны ( 1887 – 1981)).
Летом
2000 г.
жители установили на месте Благовещенской церкви поклонный крест. Как вспоминают
очевидцы, погода в тот день была пасмурная и ветреная, ветер гнал сильную волну,
было довольно прохладно. Лодкам было тяжело приставать к берегу. На установку
креста и молебен собралась вся деревня, в деревне остались только женщины с
маленькими детьми. В момент установки креста небо очистилось, ветер стих, вышло
солнце, стало тепло, озеро успокоилось и стало как зеркало.
История НИМЕНЬГСКОГО
ПОГОСТА
Родины священномученика митрополита
ВЕНИАМИНА
Митрополит
Петроградский и Гдовский св. Вениамин в миру Василий Павлович Казанский родился
17 апреля 1873 г.
в Нименьгском погосте, где всю жизнь прослужил его отец – священник Павел
Казанский. Ныне родина митрополита относится к Няндомскому району Архангельской области.
Нименьгский погост находится в 70 км. восточнее Каргополя, и
также как этот город, изначально входил в Новгородскую епархию. Из новгородской земли
шла и русская колонизация края. В 1614-1617 г., когда Новгород удерживали шведы,
Каргополье, Двина и Вага находились под управлением Вологодских архиереев. В 1614 г. архиепископ
Вологодский и Великопермский грек Нектарий подписал в числе других
ставленическую грамоту священника Благовещенской церкви Нименьгской волости Каргопольского
уезда. Эта церковь стояла на острове Нименьгского озера – первоначальном месте одноименного
погоста. По соседству, у деревни Шултус, известны «печища» – стоянки чудских племен. Возможно, когда-то на острове существовало
языческое капище: островное расположение
погостов, например в Кижах и на Волдозере, связывают с местом дохристианских мольбищ.
С XVIIIв., более столетия, богослужения в Благовещенской
церкви не совершались – по преданию
«после разгрома произведенного в церкви раскольниками». Центр погоста сместился
на берег Борового озера, к дороге связывающей Каргополь с Архангельском. Тем не
менее, за погостом сохранилось прежнее
название Нименьгского. По клировым ведомостям середины XIX века его ансамбль
состоял из двух деревянных храмов – зимнего
Преображенского, 1612 г.
постройки и летнего, Никольского (1679 г.) с отдельною колокольнею.
Нименьгский приход был в особой чести у каргопольских жителей, на что указывает
предание, что сюда хоронить привозили
покойников из Рягова и Устьвельги. Прихожане очень долго сохраняли древние
обычаи общих трапез после литургии – на Троицу, в Ильин день (20 июля старый
стиль) и в следующее за ним воскресение.
Празднование Ильина дня выделялось
особенно. С утра на погост пригоняли «завиченных
телят». Часть их продавали, чтобы пожертвовать деньги на церковь, часть резали
и варили в котлах на берегу озера. Здесь же устраивали столы. «Кончается обедня
и начинается угощение». В воскресение за Ильиным днем нименьжане справляли праздник
в честь Медоста и Власия, которых они считали «богами коров». На паперти храма помещалась
их чтимая икона. Каждая хозяйка в этот день ставила к ней горшок с кашей и
свечу. После литургии священник читал молебен «над кашами». Каша, по окончании
молитв, делится между нищими, являющимися на этот день, и между причтом, на обязанность
которого лежит потом угощение принесших. Такие праздники сближали прихожан, приучали
их заботится о бедных и слабых. На Троицу, после гулянья, в церкви, бывало,
венчались браки «по любви», без согласия богатых родителей невесты. В старину
такие союзы сглаживали имущественное положение прихожан и служили напоминанием
о равенстве людей перед Богом.
Административное положение Нименьгского погоста в XVII-XX веках
неоднократно менялось и архивные материалы о нем рассредоточены в разных городах:
Петрозаводске, Архангельске, Новгороде, Вологде… Для более полного обзора имен
и судеб служившего там духовенства требуются дополнительные изыскания.
«Ведомость церквей духовного правления города Каргополя и уезда» за 1758 г. хранится в Новгороде.
В ней значится и «Нименской волости церковь Преображения Господня». Священнику
Ивану Григорьеву было 36 лет, дьячком служил «оного попа брат его Семен
Григорьев» 26 лет. В приходе насчитывалось 118 дворов. В 1797
г. упоминается священник Григорий Андрианов.
В первой половине 19 века в Нименьгском погосте служил
священник Яков Васильев, который числится там уже в 1818 г. 20 сентября 1841 г.Яков был уволен за
штат «по случаю не можения им исправлять священнослужения и мирских треб от
разбития параличом». Он был современником учреждения самостоятельной Олонецкой
епархии в 1828 г.,
до этого приходы Олонецкой губернии входили в Новгородскую епархию. Притч
церкви, кроме священника, составляли диакон, пономарь и дьячок, а в середине 19
в. вместо двух последних должностей была введена одна – псалмщическая. Заметим,
что дети пономарей и дьячков в начале 19 в. обычно получали фамилию по названию
родного прихода. Их потомки нередко становились священниками. Так, в Каргополе
долго служил протоирей Григорий Нименский (умер 3 апреля 1914г.) – город обязан
ему восстановлением Троицкого храма после пожара 1878г.
С начала 1840-х гг. до кончины настоятелем Нименьгских
церквей был священник Александр Васильевич Смирнов (1818 – 8 июня 1857) – представитель
видной в епархии священческой династии. Александр приходится дедом
св.митрополита Вениамина по матери. Известно, что он учился в Петрозаводском
духовном училище. Имеется его характеристика за 1833 г.: тих, прилежен, способен,
имеет очень хорошие успехи в латинском языке, и катехизисе – очень хорошие, в
церковном уставе и нотном пении – довольно хорошие. При А.Смирнове в 1851 г. палатой
государственных имуществ в Нименском было открыто первое училище для крестьян –
одно из четырех на весь Каргопольский уезд. В 1850-60-х гг. там учительствовали
юноши, окончившие курс Олонецкой духовной семинарии. Так в 1859-1861гг. учителем
Нименьгского сельского училища был В.М.Преображенский (21 февраля 1838 – 19
октября 1908) – впоследствии священник Олонецкой епархии. В конце своего
служения отец Александр Смирнов возбуждает дело о постройке на погосте новой
холодной церкви вместо обветшавшей. Прихожане постановили выделить на ее
сооружение 780 руб. серебром. После ранней кончины отца Александра в Нименьгское
был переведен его шурин, священник Косьма Александр Охотин (с 17 марта 1904).
Заботливый архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Федоров) сохранил
приход за старшей дочерью отца Александра, Марией Смирновой (1 августа 1844 –
не ранее декабря 1903). В 1861
г. учителем (наставником) местного училища был назначен
выпускник Олонецкой семинарии Павел Иванович Казанский (31 октября 1840 – 5
декабря 1903). Мария Александровна вышла за него замуж, и 27 июля 1863 г.архиепископ Аркадий
рукоположил П.И. Казанского во священника к Нименьгской церкви.
Сорокалетнее служение отца Павла Казанского на одном
месте оставило глубокий след в жизни Нименьгского уезда. Отца Павла, пастыря «по
глубокому убеждению и призванию», отличали «постоянная ровность характера,
спокойное, но вместе с тем самое глубокое и проникновенное отношение к делу,
всегдашняя бодрость, свежесть и спокойствие духа» (эти прекрасные черты
унаследовал и его сын-митрополит). Священник, дом которого был открыт для всех,
сумел сплотить прихожан вокруг храма, преодолеть вековое отчуждение
старообрядцев и привести многих их них в церковную ограду. Первоочередной
задачей отца Павла стало обновление обоих храмов погоста, к тому времени уже
лишившегося старой колокольни. Она была разобрана крестьянами еще весной 1860 г., правда, «без
согласия Нименского притча». Ветхую летнюю Никольскую церковь на рубеже
1860-70-ч гг. сменила новая, срубленная под руководством известного в Каргополе
подрядчика П.Д.Шамина. Эскиз ее иконостаса исполнил выпускник Академии
Художеств Косьма Солодягин в 1863
г.; столярные работы взял на себя мастер Волосовского
прихода крестьянин С.Ф.Беляев. Для иконостаса было написано 50 икон.
Вместительное здание сооружено в одной связи с колокольней, восьмериком на
четверике. Грузный силуэт нового храма удачно уравновешивала Преображенская
церковь, имевшая кубоватое завершение. В 1875 г. зимняя церковь подверглась капитальному
ремонту, но при этом ее архитектурный облик не был изменен. Впоследствии, в 1892 г., отец Павел
реставрировал и заброшенную Благовещенскую церковь, «сохраняя старинный фасад».
Такое бережное отношение к памятникам древности среди духовенства встречалось
не часто. В деле реставрации храма дониконовской эпохи на Нименьгском озере
священнику помогали старообрядцы – подобное сотрудничество и вовсе уникально.
Кроме храмов, много внимания отец П.Казанский уделял
школам прихода. Наставником местного сельского училища он оставался и в сане
священника до 1871 г.,
а с 1872 г.
отец Павел преподавал в нем закон Божий. В 1871-1874 гг. должность наставника
занимал П.И. Скородумов, окончивший Олонецкую семинарию в 1871 г. Он скончался в 1916 г. священником
Зосимо-Савватиевской церкви Каргополя. Петр Скородумов св.митрополиту Вениамину
был крестным отцом.
Нименьгское училище с законоучителем П.Казанским
отмечалось среди лучших училищ уезда. Много лет оно обслуживало не только
Нименьгский приход, но и Ряговский – сельское училище в Рягове было основано лишь
в январе 1878. 19 сентября 1878
г. отец Павел освящал новое здание одноклассного
сельского училища, построенного в деревне Андреевской – центре одноименной
волости, в версте от Нименьгского погоста. Учителем в нем стал Ф.Т.Журавлев –
выпускник Тотенской учительской семинарии. В своем слове священник подчеркнул
«заботы Правительства, земства и частных лиц, которые предпринимаются для
образования народного». В 1891-1898 гг. в Нименьгском приходе «было открыто
заботами батюшки пять церковных школ. В первое время учителями в них были
воспитанники отца Павла, которые и трудились под его руководством». В 1901 г. «за 25-летние труды
по народному образованию» священник П.Казанский был награжден орденом св.Анны III степени. Попечителем всех церковных школ родного
прихода – Яковлевской, Вадьезерской, Низкоглядовской, Долгозерской и Шултусской
– с 22 декабря 1899 г.
стал иеромонах Вениамин (Казанский), это звание он сохранил за собой и после
рукоположения во епископа. Яковлевская школа считалась одной из лучших в уезде;
на рубеже XIX-XX вв. в ней около 20 лет учительствовал Я.Е.Зарубин.
С 1888
г. круг обязанностей отца П.Казанского значительно
расширился – он стал благочинным V округа
Каргопольского уезда и оставался им до кончины. В благочиние входили кроме
Нименьгского, Воезерский, Мехренгский, Лимский, Канакшанский, Шежемский и
Елмогорский приходы. В 1901 г.
здесь был открыт еще один приход – Няндомский. Поселок Няндома вырос в 10
верстах к востоку от Нименьгского погоста в 1896-97 гг. при строительстве
железной дороги Вологда – Архангельск. 21 января 1902 г. отец благочинный
возглавил освящение в Няндоме новопостроенной деревянной церкви.
При благочинном отце П.Казанском диаконскую вакансию в
Нименьгском стали занимать священники (отец Григорий Большешальский – в 1898 г., отец Федоров Лавров
– в 1898-1900 гг., отец Николай Воскресенский – в 1900-1908 гг.). Увеличение
клира диктовалось и ростом населения за последнюю четверть XIX в.. Если в 1872 г. в 25 деревнях Нименьгского прихода
проживало 1980 человек, то в 1892
г. – 2587. Значение погоста для округи возросло еще и в
связи с тем, что рядом с ним было построено здание Андреевского волостного
правления с чайной-читальней попечительства о народной трезвости (заложено 9
мая 1901). Это первое собственное здание правления во всем уезде.
Средний
сын отца Павла Александр Казанскаий (16 августа 1880 - ?), окончив
Каргопольское духовное училище, был назначен псаломщиком в родной приход, а 8
сентября 1901 г.
его рукоположили во диакона. Годы служения с отцом стали для него лучшей
школой.
24 августа 1903 духовенство благочиния
и прихожане праздновали 40-летие священства отца Павла Казанского (в этот день
исполнялась годовщина прибытия отца Павла в Нименьгское после рукоположения). Архимандрит
Вениамин прислал отцу телеграмму. Осенью того же года отец Павел смертельно
заболел. К одру умирающего собрались все его дети – три сына и дочь. 7 декабря архимандрит
Вениамин возглавил погребальные службы и предал земле тело отца в ограде
Нименьгского погоста. Овдовевшей М.А.Казанцевой с младшим сыном – семинаристом
Григорием указом Св.Синода была назначена пенсия 240 руб. в год.
Место отца Павла Казанского на приходе
занял отец Сергий Тихомиров: до рукоположения во священника к Нименьгской церкви
11 января 1904 г.
он состоял диаконом-псаломщиком в Няндоме. Диакон Александр Казанский летом 1910 г. стал священником, с
оставлением в Нименьгском на диаконской вакансии. Отец Александр заведовал
Яковлевской церковно-приходской школой и законоучительствовал в ней. Его особое
усердие и успешное ведение дела было даже отмечено в отчете о состоянии
церковных школ епархии за 1915
г.
10 сентября 1912 г. в Яковлевской школе
отслужил молебен епископ Вениамин, приезжавший в родной приход. Все песнопения
за службой пели сами ученики. После
молебна высокий гость посетил квартиру учителя И.Т.Данилова. О поездке епископа
Вениамина «на родину в Олонецкую губернию» сообщалось также в августе 1915 г. Возможно, с этим его
пребыванием в Нименьгском связаны воспоминания местного старожила 1909 г. рождения, Панфила
Миныча Богданова. Панфил запомнил, как в детстве получил благословение епископа
и печатный образок святителя Питирима Тамбовского (канонизирован 28 июля 1914 г.).
Известно, что Нименьгский приход
обозревали епископы Олонецкие и Петрозаводские: 16 июля 1898 – Назарий (Кириллов), а 31 мая 1907 – Мисаил
(Крылов). С открытием в 1911
г. Каргопольского викариатства архиерейские богослужения
здесь стали совершаться чаще. Бывали в Нименьгском и исследователи русской
старины – художники В.М. Шульц, И.Я. Билибин. Фотография интерьера церкви на
Нименьгском озере, сделанная Билибиным, опубликована в «Описании памятников
русской архитектуры по губерниям».
Во время Первой мировой войны притч и
староста Нименьгской церкви пришли на помощь
семьям мобилизованных – по их просьбе епархиальным начальством было
разрешено пожертвовать из церковных сумм «на обсеменение полей» прихожан 50
руб. и 30 пудов овса.
19 октября 1917 г. священник Сергий
Тихомиров был уволен за штат в связи с поступлением в Казанскую духовную
академию. Его вакансия не была замещена еще в начале 1918 г. В Нименьгском приходе
продолжал служить отец Александр Казанский. По свидетельству вышеупомянутого
П.М.Богданова, «в 30-е годы, годы репрессий, в огороде Александра Павловича
нашли винтовочный ствол, арестовали его за это, а затем сослали в лагерь Липово
(Няндомский район)».
Большевики со своими лозунгами
классовой войны по сути приговорили духовенство к физическому истреблению, а
движимое и недвижимое имущество, связанное с «отправлением культа», - к полному
уничтожению. Это наглядно проявилось в ходе изъятия церковных ценностей в 1922 г. Множество духовных
лиц, включая митрополита Вениамина, и мирян было репрессировано по
сфабрикованным обвинениям в «противодействии» этому изъятию. С 1929 г. большевистский режим
повсеместно и планомерно осуществлял ликвидацию церквей и якобы «по требованию
трудящихся». В Каргополе, например, 7 января 1930 г. власти организовали
грандиозную демонстрацию и митинг, на котором была принята резолюция: «Церкви
закрыть, колокола и металлические памятники буржуазии на кладбище – передать в
фонд индустриализации». Меньше, чем через 10 лет страна превратилась в
церковную пустыню.
Храмы Нименьгского погоста не избежали
общей участи. Древнюю Преображенскую церковь раскатали на бревна, Благовещенскую
церковь на острове Нименьгского озера разобрали для постройки скотного двора, а
Никольскую переоборудовали в дом отдыха «ударников лесоэкспорта» «им.18
годовщины Октябрьской революции». Открытие дома отдыха состоялось 7 ноября 1935 г. Он занимал бывшее
церковное здание более 50 лет. Затем в заброшенном клубе дома отдыха еще
угадывались стены храма, но в середине 1990-х гг. дом отдыха ликвидировали.
Ныне родина священномученика митрополита Вениамина представляет собой «мерзость
запустения».
Примечания:
1. Суворов Н.О. О двукратном присоединении Двины, Ваги и
Каргополя к Вологодской епархии в XVI и XVII столетиях //Вологодские епархиальные ведомости. –
1865, №5, С.180;
2. N.N. Открытие
Нименьгского и Ловзангского одноклассных сельских училищ//Олонецкие губернские
ведомости. – 1878, №89, С.1076;
3. Смирнов Э.С. По берегам Онежского озера.// 1978,
С.119;
4. Вениамин (Казанский), архимандрит. На службе
Божией.(Некролог)//Олонецкие епархиальные ведомости. 1904, №3, С.68;
5. Переписка с палатой государственных имуществ о сборе
лесных пожертвований на постройку в Нименьгском погосте Каргопольского уезда
новой деревянной церкви// Центральный государственный архив Республики Карелии.
Ф.25, Оп.20, Ед.хр.50/566, Л.5-5 об.
6. N.N. Цит.соч.
Открытие Нименьгского прихода…
7. И.С.Пр-ский. Нименский приход Каргопольского уезда//
ОГВ.-1872, №73, С.844;
8. Из обычаев обонежского народа (Этнографические
заметки)// Памятная книжка Олонецкой губернии за 1867 год. Петрозаводск,1867г.
Ч.Ш.Материалы для истории и этнографии.-С.134.
9. И.С.Пр-ский. Нименьгский приход…
10. Государственный
архив Новгородской области.Ф.480,оп. 1, ед.хр.1094, л.11 об.-12.
11. Государственный архив Архангельской области. Ф.1342,
оп. 1, ед.хр. 27, л.11
об.
12. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480.
Оп. 1, ед. хр. 2413. Л.
132 об.-133.
|